Красота требует жертв

Мужчины любят глазами! На какие только жертвы не идут женщины для того, чтобы выделиться среди конкуренток. В зависимости от эпохи и государства, существовали различные критерии красоты. У древних жителей Мьянмы считалось, что красоты женщин зависит от длины их шеи.

Девочкам с раннего возраста надевали кольца на шею, постепенно увеличивая их количество. Немногочисленные жители этого древнего племени живут, и соблюдают традиции, по сей день. Их можно увидеть на севере Таиланда, куда они в свое время иммигрировали. Об этом вы можете прочитать в статье «Красота Карен — женщины жирафы»

Кто-то задает тон, а потом уже большинство женщин стараются следовать вновь возникшим течениям моды. Постепенно вкусы и понятие о том, что считать эталоном красоты меняется, и мы опять с воодушевлением стремимся соответствовать уже новым направлениям модных тенденций. В этой статье пойдет речь о тех жертвах, на которые приходилось идти женщинам ради привлечения мужского внимания и зависти подруг в эпоху возрождения.

Эпоха возрождения
Волосы всегда были одним из главных элементов женской красоты. Но, пожалуй, самые необычные интерпретации красоты женских волос возникли в период Рококо. Но начнем по порядку.

В средние века религия занимало ключевое место практически во всех областях жизни людей — в политике государств, архитектурных тенденциях, живописи, искусстве и д.р. Безусловно религия диктовала манеру поведения, форму одежды и причесок того времени. Аскетизм и скромность – ключевые правила, которые на протяжения длительного времени приходилось соблюдать людям.

Но, наступила эпоха возрождения. Мужчины и женщины устали от сдержанности, они желали жить здесь и сейчас, наслаждаясь всеми возможными удовольствиями. Конечно, это сразу же нашло свое отражение и в стиле одежды и прическах.

Барокко
17 век возникновение стиля Барокко. Это слово в переводе с итальянского означает «распущенный», «вычурный». Культура жизни соответствовала этому названию. Франция занимает лидирующее место в Европе. Она диктует правила игры в политике, архитектуре, искусстве и конечно же в моде одежды и причесок.

Все остальные государства Европы стремились ей подражать. При дворе Людовика ХIV существовал строгий этикет и сложные церемонии. Для костюмов того времени присуще обилие украшений, кружев, пышность форм и чопорность. Король Людовик ХIV был невысокого роста. Благодаря ему возникла мода на мужскую обувь с каблуками.

Мужские туфли украшались пряжками и бантами. Женщины носили платья на подкладке из китового уса, с жестким корсетом, который визуально уменьшал талию, до неимоверно маленьких размеров, а бедра выглядели просто шикарно! Глубокое декольте с открытыми плечами – характерный признак Барокко. Каждую модницу сопровождал слуга, который придерживал шлейф ее платья. Конечно, такие наряды причиняли много неудобств их обладательницам, но что не потерпишь ради красоты?! А как же прически?

Однажды на охоте фаворитка короля Людовика ХIV мадмуазель Де Фонтаж после поднявшегося ветра, сняла шляпку и повязала волосы лентой с красивым бантом на боку. Этот образ настолько понравился королю, что он попросил свою возлюбленную всегда носить такую прическу. Казалось бы такой невинный случай…

Но благодаря этому эпизоду зародилась новая мода в истории женских причесок. На следующем балу все придворные дамы решили повторить успех мадмуазель Фонтаж, они стали повязывать свои прически лентами, на разный манер. Вскоре из безобидной прически возникло целое направление « А ля Фонтаж» (по имени фаворитки короля).

Каждая из женщин старалась привнести что-то свое и в результате прически выросли до неимоверных размеров. Многочисленные локоны, ленты и кружева все это крахмалилось и воздвигалось в целую колонну на голове. Высота таких причесок была около 50-60 см, а в некоторых случаях могла превышать и метр.

В то время кареты стали делать с откидным верхом иначе женщина бы не смогла в нее поместиться. Для того, чтобы такое сооружение долго удерживалось на голове волосы смазывали белком или растопленным жиром. Женщины обильно пользовались духами, чтобы отбить неприятный запах, который сопровождал их из за долгого ношения прически. Мода на «А ля Фонтаж» просуществовала достаточно долгое время около 30 лет.

Период раннего Рококо
Рококо в переводе «ракушка». В 1713 году мода на прически меняется кардинально. Новой законодательницей причесок становится Герцогиня Шрусбери появившись на балу без Фонтажа с аккуратной маленькой прической, украшенной цветами и небольшим шнурком. И вновь Людовик ХIV восхищается ее изяществом. Реакция придворных дам не заставила себя долго ждать. Прочь «А ля Фонтаж» в моду входят более простые и менее нагромождённые прически. Гладкие волосы с ниспадающими локонами. Названия причесок соответствующие «Неженка», «Бабочка», «Тайна». Этот стиль в прическах просуществовал около 70 лет.

Расцвет Рококо
С середины 70 – х годов XVIII столетия мода на прически вновь меняется. И опять в игру вступает фаворитка следующего короля Людовика ХV. Ее звали Мари Жанетта Бекю. Эту девушку из народа король возвысил до статуса графини. Прически вновь растут вверх. Своего апогея они достигли благодаря королеве Мирии-Антуанетты. Во времена ее правления парикмахеры приравнивались к художникам. Что только не сооружали они на головах модниц тех времен.

Эпизоды охоты, пейзажи, натюрморты, крепости, мосты, корзины с фруктами и многие другие сюжеты красовались на волосах женщин той эпохи. Каждое значимое событие находило свое отражение в прическах. Вот происходит спуск на воду королевского фрегата «Адмирал» и тут же появляются прически «адмиральская» с фрегатами в прическах.

Знаменитую прическу для Марии Антуанетты «а-ля фрегат «Бель Пуль»» сооружали несколько кауферов во главе с ее признанным фаворитом парикмахерского искусства Леонаром Боляром, в течение 10 часов. Для того чтобы соорудить это «произведение искусства» им приходилось пользоваться лестницами.

Когда в прически вплетались живые цветы, для того чтобы они не увядали, в волосах модниц прятали небольшие кувшинчики с водой. Доходило до того, что на голове у женщин могли разместить и птичьи гнезда с яйцами и даже клетки с птицами. Чтобы такие прически дольше держались их напомаживали и припудривали. Вес причесок порой превышал вес самих красавиц.

Дорогая работа парикмахеров и длительность возведения таких причесок привели к тому, что барышни мылись очень редко. Знатные дамы 1раз в 2 недели, а мещанки и того реже. Не мудрено, что в волосах модниц водились и вши и блохи, а в некоторых случаях даже мыши.

Волосы пахли очень дурно и поэтому женщины обильно пользовались духами, в результате аромат распространялся на 50 шагов. Видимо присутствие насекомых на теле красавиц ничуть не смущало ни модниц, ни их кавалеров. Чтобы успокоить зуд, который возникал от вшей и блох, дамочки носили с собой палочки для чесания. Они были неизменным атрибутом и модным аксессуаром того времени.

А как же эти дамочки спали? Некоторые пользовались специальными, обтянутыми шелком деревянными подставками-подголовниками, удерживая прически на весу. Другие спали сидя в креслах. Для защиты от мышей надевали проволочный чепец, а некоторые ночью пользовались специальным воротником с наживкой внутри, чтобы грызуны не поели прическу! Вот уж поистине красота требует жертв!

Наряды женщин тоже не отличались простотой. Огромные шлейфы тянулись за платьями дам. Высокие каблуки и огромная ширина юбок – такая конструкция была крайне неустойчивой, ее уравновешивала, пожалуй, как раз прическа, которая была и тяжелой и высокой. Во время прогулок дамы пользовались тростью, которая в свою очередь выполняла и роль «чесалки».

Даже несчастный случай, который произошел на свадьбе короля Людовика XVI и Марии Антуанетты в 1770 году, не остановил женщин в стремлении носить эти ужасные прически. В тот вечер от искр фейерверков загорелось множество причесок и погибло более 500 человек.

Ох уж эти модницы! Чего только не приходилось им терпеть. Постоянные головные боли из за тяжести возводимых на них конструкций. Однажды королеве Марии Антуанетте даже пришлось ехать в карете стоя на коленях, для того чтобы не повредить прическу. Искусный кауфер Болляр после придумал специальный стальной механизм, вставлявшийся в парик и позволяющий сделать прическу низкой путем нажатия клапана. После выхода из кареты при помощи того же клапана дама могла вновь поднять свою прическу до первоначальных размеров.

Представьте себе, при всех этих неудобствах женщинам приходилось держать прямую спину и вести себя с чувством собственного достоинства.